сот. тел. 8-903-900-3938 г. Москва (495) 961-64-38 г. Волгоград (8442) 60-18-46 г. Краснодар (861) 944-32-84 г. Новосибирск (383) 263-39-38 |
г. Пермь (342) 259-34-36 г. Ростов-на-Дону (8632) 56-63-14 г. Уфа (347) 299-05-43 info@kupit-tu.ru | |
Приобретение нормативно-технической документации (НТД) – задача достаточно простая. В Интернете опубликовано множество инструкций и рекомендаций о том, какие именно типы документов (например, ТУ или СТО) оптимальны для производителей той или иной продукции; какие организации, продающие НТД, могут предложить наиболее удобные условия сотрудничества, а также в каких случаях покупка готовых ТУ предпочтительнее их разработки, а в каких случаях – наоборот, проще разработать новую документацию, чем покупать или корректировать готовую.
Однако практика показывает, что самым главным вопросом, волнующим производителей, остается вопрос цены. Это неудивительно: свободный рынок неизбежно приучает каждого потенциального потребителя любой услуги или товара искать самые бюджетные способы получения желаемого. И все же, когда речь идет о таком сложном и многокомпонентном пакете документов как технические условия, покупатель обязательно должен быть осведомлен о подводных камнях и рифах, подстерегающих его при попытке поставить во главу угла экономию.
Итак, из чего складывается стоимость ТУ?
Во-первых, разумеется, денег стоит само написание документа.
Во-вторых, в конечную цену включены определенные расходы, связанные с регистрацией НДТ в Едином государственном реестре технической документации и проведением экспертизы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте).
В-третьих, не стоит забывать и о наценке, устанавливаемой продавцом – ее размер не ограничен практически ничем, кроме здравого смысла организации, предлагающей ТУ, и особенностей самого рынка (так, чем географически ближе продавец к столице, тем цены выше).
Производитель, нуждающийся в получении ТУ, может пойти по одному из двух путей: взять в пользование готовое ТУ (в этом случае документы передаются ему в соответствии с договором, который заключают между собой держатель подлинника и предприятие-изготовитель) или же заказать разработку индивидуального ТУ.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что стоимость готовых ТУ, как правило, значительно ниже, чем стоимость разработки, поскольку организация-продавец не несет дополнительных расходов на написание, регистрацию и экспертизу документа. Это подтверждается рынком: если в среднем уже готовые ТУ стоят порядка 10-25 тысяч рублей, то разработка новой документации (включая ее регистрацию и экспертизу) может доходить до 60 тысяч.
Тем не менее, если ввести словосочетание «разработка технических условий» в поисковую строку любого поисковика, предлагаемые на первой странице предложения поразят своей доступностью: многие организации с гордостью заявляют, что могут подготовить индивидуальный набор документов всего за 2 – 12 тысяч рублей.
Но стоит ли верить этим обещаниям?
Как правило, устная или e-mail-консультация у сотрудника подобной «щедрой» фирмы расставляет все по местам: чаще всего реальная цена услуг в несколько раз превышает сумму, заявленную в рекламном обращении. И все же хорошо, если специалист компании, предлагающей разработку ТУ по небывало низким ценам, сразу же честно и подробно ответит на все вопросы потенциального клиента – ведь бывает и по-другому. Чтобы привлечь клиента, под броским названием услуги «разработка ТУ» в ряде фирм подразумевается лишь самый начальный этап работы – собственно написание технических условий. В стоимость услуги не входит ни подготовка технологической инструкции (ТИ), которая обязательно должна быть включена в пакет документов, ни регистрация в Едином реестре, ни проведение экспертизы.
После того, как первый этап работы будет оплачен, специалист фирмы вкрадчиво осведомится у заказчика, не желает ли тот оплатить еще несколько дополнительных услуг, ведь без них использовать такой документ чревато рядом рисков при проверке предприятия и документации, в том числе, со стороны специалистов Роспотребнадзора.
В итоге заказчик вынужден доплатить и за регистрацию, и за прохождение экспертизы, и за создание технологической инструкции – таким образом цена итогового пакета документов неизбежно возрастает в 3-4 раза от озвученной в начале переговоров.
Бывает и так, что заказчик, узнав о необходимости новых трат, отказывается от заказа дополнительных услуг. Учитывая, что организация-разработчик в одном лице оказывается и органом сертификации и может предоставить декларацию, производитель начинает работу, обладая лишь проектом НТД, и впоследствии сталкивается с неизбежными претензиями со стороны Роспотребнадзора при проведении плановой проверки.
Решение не связываться с разработкой и приобрести готовые ТУ также таит в себе ряд рисков. Приобретая полный пакет готовых документов, следует обращать внимание на такой нюанс как год введения в действие нормативного документа (эта дата зашифрована в последних четырех цифрах номера ТУ). Каждые несколько лет ТУ проходит процедуру актуализации, поэтому производитель должен заранее уточнить, сколько еще времени он сможет работать по прежней версии документации, а также каковы условия замены НТД в случае ее переиздания.
Подводя итоги вышесказанному, можно коротко сформулировать ключевые рекомендации, которые должен принять во внимание потенциальный покупатель ТУ:
– Прежде чем подписать договор о разработке технической документации с организацией-разработчиком, необходимо обязательно прояснить вопрос о конечной стоимости полного пакета документов, прошедших регистрацию и экспертизу в ЦСМ-е.
– Прежде чем приобрести готовые ТУ, необходимо обязательно прояснить вопрос о том, когда разработан предлагаемый к продаже пакет документов, каковы условия его замены на переиздание и содержатся ли в нем все необходимые для работы документы.